Из канала в канаву. Судьба последнего детища Петра I

10 April 2019

Выход Российского государства к Балтийскому морю при Петре I и создание города-порта Санкт-Петербург, решал далеко не все задачи торгового флота. Для того, чтобы из Финского залива попасть в реку Волхов, откуда через Вышневолоцкую водную систему суда достигали Волги, необходимо было пройти воды Ладожского озера, славившегося своей капризностью и сильными штормами. Для безопасного прохода кораблей царь в 1719 году повелел организовать постройку канала, который проходил бы параллельно Ладоге и уберегал от гибели суда, грузы и людей.

Карта-схема Ладожского канала
Карта-схема Ладожского канала

Канал, длина которого по проекту должна была составить 111 километров, проходил от недавно основанного города Новая Ладога до крепости Шлиссельбург. Строительство в самом начале шло крайне медленно, но после инспекции императора подрядчик Григорий Скорняков-Писарев был отдан под суд, а объект передан под протекцию государства.

Петр I так и не дожил до сдачи канала, но строительство после смерти своего главного вдохновителя было продолжено: к работам привлекли даже солдат. Труд был крайне тяжелым, работы велись вручную, а инструмент был крайне примитивным. На берегах канала начали появляться безымянные могилы строителей, не выдержавших изнуряющих условий.

В 1726 году была одержана первая победа, поскольку был стан первый участок канала от Новой Ладоги до села Черное. Благодаря этому строительные материалы начали доставлять по воде, что ускорило процесс.

Участок Ладожского канала в селе Черное
Участок Ладожского канала в селе Черное

В конце 1720-х годов руководить производством работ назначается один из фаворитов юного императора Петра II Бурхард Миних, генерал-губернатор Ингерманландии, Карелии и Финляндии. Миних, имевший обширные знания в строительстве и гидротехнике, проявил здесь свои таланты управленца, и в конце октября 1730 года канал императора Петра Великого (или Петровский) был сдан. В марте 1731 года, после схода льда, канал впервые пропустил суда, идущие из Финского залива в Ладогу.

Почти сразу у канала были выявлены существенные недостатки. Отсутствие знаний о меняющемся уровне вод в данной местности сразу поставил вопрос о строительстве шлюзов, которые отсутствовали в первоначальном проекте канала. В течение XVIII века шли дальнейшие доработки в виде устройства дополнительных устьев и гидротехнических сооружений.

Катастрофической для канала стала сильная засуха, произошедшая в 1826 году. Уровень воды в нем резко упал, и для его наполнения использовали насосы, закачивающие воду из реки Волхов. Для борьбы с подобными явлениями было принято решение углубить канал, однако найти подрядчика для подобных работ не удалось. Тогда в Департаменте путей сообщения предложили проложить новый канал, более широкий и глубокий. Канал, получивший имя Новоладожский и принявший на себя весь поток судов, был сдан в 1865 году, старый же канал постепенно пришел в запустение.

Окончательно обмелев и покрывшись густой травой, канал о себе напоминает лишь длинной просекой, сохраняющей очертания одного из последних детищ великого императора.

Староладожский канал в Шлиссельбурге